Спасибо, что заглянули в гости!
Логические игры с блоками Дьенеша


Блоки Дьенеша – одна из самых популярных развивающих игр в Европе.

Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества.
Он разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме. Данное учебное пособие рекомендуется использовать с трехлетнего возраста ребенка.

Методика Дьенеша помогает детям в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные психологические процессы.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», – но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у детей активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.

Набор рекомендуется не только для педагогов, но и для родителей, которые хотят, чтобы их чадо было развитым. Но для этого родителям нужно запастись терпением, хорошенько освоить методику, научиться пользоваться пособиями и только тогда начинать заниматься.

В набор для игры входят 48 логических блоков, которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами.

Перед тем как приступить к игре с блоками Золтан Дьенеш советует родителям заранее познакомить ребёнка с данным дидактическим пособием. Выложите перед ним набор и предоставьте ему полную свободу действий. Он может перебрать их, потрогать на ощупь, подержать в руках или даже поиграть с ними. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков. Так к дидактическому набору прилагается подробная инструкция, на страницах которой описана суть авторской методики и варианты упражнений и игр.

Рассмотрим подробно некоторые из них:

Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам (толщине и цвету).

Разложите перед ребёнком 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Ребёнок должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все красные фигуры  внутри круга, а все синие – снаружи.

Перед ребёнком родители выкладывают более трех различных фигур. Ребенок должен охарактеризовать основные свойства фигур и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослые могут поменять местами фигуры, убрать одну из фигур или заменить одну фигуру новой. Задача ребёнка заключается в том, чтобы заметить, какие изменения произошли с фигурами.



Весь учебный материал педагог помещает в тканевый непрозрачный мешок. Ребёнок должен достать из мешка на ощупь все большие или все маленькие фигуры.

 Продолжите с ребенком цепочку, чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме. Например: синий, красный, синий и т.д. Выкладывайте с малышом цепочку так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот. 



Ребёнку нужно к каждой фигуре найти пару по размеру, форме, цвету или толщине. Например, большой треугольник синего цвета берет в пару маленький синий треугольник и т.д.
  


Перед ребёнком родители располагают восемь блоков и под один из них помещают клад в виде вырезанной картинки или монетки. Ребёнок должен задавать взрослым различные наводящие вопросы, чтобы быстрее найти клад. При этом родители имеют право отвечать односложно: да или нет. После анализа всей полученной информации ребенок угадывает место клада. В ходе игры взрослые меняются с ребёнком ролями: взрослые угадывают местоположение клада, а ребенок отвечает на наводящие вопросы.
  

На расстоянии друг от друга выкладывают два блока и три блока. Далее предлагают ребенку сравнить, с какой стороны блоков больше, а с какой меньше. Также спросите, как можно данные блоки уравнять.



Можно предложить ребёнку поиграть в магазин. Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

Педагог в ряд выкладывает шесть различных фигур. Задача ребенка заключается в том, чтобы сформировать нижний ряд так, чтобы под фигурами находились противоположные фигуры. Они могут отличаться цветом, размерами или формами.



В специальных таблицах с вставленными в ней фигурами нужно подобрать правильные блоки, которые завершат ряд.



С помощью дидактического материала можно с малышом играть в «Домино». Для этого все фигуры поровну делятся между участниками. Каждый из игроков поочередно делает ход. Если у ребенка нет необходимой фигуры, то он пропускает ход. Победителем становится тот игрок, у которого не осталось фигур.



Ребенок с помощью специальных схем-картинок выкладывает различные плоскостные изображения предметов.


В игре «Уборка» мама складывает в коробку все прямоугольные блоки, а ребёнок – все красные. Потом мама убирает все большие блоки, а ребенок – только тонкие фигуры.



По аналогии Вы можете придумать свои, новые варианты игр, есть также специальные альбомы игр с блоками Дьенеша, с которыми ваши занятия станут намного легче, так как там уже есть специально подобранные по возрасту варианты игр.



Для удобства работы задания с логическими блоками предложены родителям в трех вариантах, которые отличаются различным уровнем сложности.
Каждый раз занятие нужно усложнять и менять, иначе ребенок быстрое потеряет к нему интерес. При этом задания должны быть сложными, но выполнимыми.

С логическими блоками ребенок может выполнять различные действия: выкладывать, менять местами, убирать, прятать, искать, делить между «поссорившимися» игрушкам, строить различные постройки, а по ходу действий рассуждать.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя. 
Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с ребёнком, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.

Только не стоит разово провести эту игру, а потом забыть. Играть с ребёнком необходимо постоянно, и тогда результат не заставит себя долго ждать.


Ссылка на использованные материалы: https://www.lepnayaskazka.ru

1 комментарий:

  1. Блоки Дьенеша - тоже советую использовать всем педагогам!

    ОтветитьУдалить